Озеро в стиле дзэн: как оно возникло?

Tatiana Montik
Автор
журналист
Дата последнего обновления:
25 января 2024

Дзэн на Черепашке

За своих почти четырнадцать лет в Грузии на Черепашьем озере я провела, как минимум, лет пять, а то и больше. Первые мои рассказы о Тбилиси были именно о нём, родимом (например, мой рассказ «Дольче вита по-грузински»). И сейчас я ощущаю острую потребность снова написать материал про это место силы в Тбилиси.

Мне кажется, что народ в Грузии разбалован, причем не только теплом и солнцем. Многие тбилисцы родом или происхождением из райских мест. Они часто ездят туда на каникулы, праздники или в гости к родным, вкушают прелесть первозданной природы, пропускают через себя вибрации гор, насыщаются ароматами леса и чувствуют себя при этом на седьмом небе.

Может, именно ввиду этой причины Тбилиси с красотами Черепашьего озера не трогают их сердца так, как это происходит с нами, родившимися на равнинах, для которых холмики высотой в 150 м – уже горы?

С нами, не избалованными панорамами заснеженных вершин, все обстоит совсем иначе. Нас при виде гор рвёт на части, и сердце выскакивает из груди! И потому мы мчимся наверх при каждой возможности.

Черепашье озеро хоть и находится в черте города, но лежит гораздо выше него. В справочниках указывается разная высота, но в среднем она не меньше 700 метров над уровнем моря. Согласитесь, оттуда уже серьезный обзор!

С самых своих первых тбилисских денечков я, привязав к себе своего одномесячного сыночка, почти каждое утро через лес вышагивала на самый заветный верх, исследуя разные пути-дорожки. Что манило меня туда, несмотря на груз младенца? – Я рвалась туда, ни больше и ни меньше, за ощущением полного, безграничного счастья, состоянием трансцендентности, умиротворения и покоя, высшей формой наслаждения! Те, кто уже пристрастился к подобным подъемам, меня легко поймут. Другим же стоит попробовать повторить этот опыт хотя бы несколько раз, чтобы понять, о чём идёт речь. Но тут я, признаюсь, забираюсь в метафизические измерения, до которых, боюсь, не всем есть дело.

В общем, если уж что-то влюбило меня в себя, я могу изучать это до бесконечности. Грузия – яркий тому пример! То же касается и Черепашки. Я горю желанием узнать все об этом озере, включая его значение для экологии города. Иногда думаю о том, что неплохо бы привезти сюда иностранных экспертов-экологов, чтобы они дали своё заключение.

Как образовалось Черепашье озеро

Кроме всего прочего, меня занимает вопрос: как образовалось Черепашье озеро? На этот счёт я слышала много разных версий, некоторые из которых граничили с легендами. Одни говорили, что это озеро – ледникового происхождения. Другие – что это как бы искусственный водоем, который непременно погибнет, если к нему не будет регулярно поступать вода из резервуара, находящегося вверху в горах.

Однажды мне посчастливилось пообщаться с одним завсегдатаем озера. Этот человек почтенного возраста случайно оказался членом Академии наук Грузии. От него я узнала, что Черепашье озеро, каким мы знаем его сейчас, возникло примерно во время Второй мировой войны, когда в оборонительных целях к городу прорыли туннель через горы (наверно, для снабжения города водой). До этого на месте Черепашки, по его словам, было два малюсеньких озера, каждое из которых подпитывалось своим источником. Эта версия показалась мне достаточно правдоподобной: описанный туннель можно самим изучить при подъеме над озером. Весной из него вытекает много воды, и озеро быстро вырастает. Как только летом вода поступать перестаёт, озеро стремительно мельчает.

Однако попыток докопаться до глубин правды я не оставляю. Таким образом, недавно мой путь привел меня в Национальную библиотеку Грузии. После изучения её электронного каталога мне стало понятно, что на интересующую тему много литературы меня не ждёт. В книге «Озера Грузии» издания 1975 года сведений о Черепашьем озере не было почти никаких. Там же я прочитала сожаление автора, Ильи Апхазава, о том, что «озёра Грузии до сих пор изучены не достаточным образом». Думаю, с тех пор ничего особенно не поменялось, если даже не ухудшилось. Здорово было бы, если бы в дополнение к бизнесу процветала бы ещё и наука!

В отделе картвелологии мне посчастливилось найти другую старинную книгу, «Тифлис и его окрестности» издания 1925 года. Это достаточно интересный и подробный сборник, составленный разными авторами, многие из которых имели ученую степень.

Ниже я приведу выдержки из этого сборника. Для начала –  сведения, которые опровергают слова академика о двух маленьких озерах.

«Вокруг Тифлиса расположено несколько озер, большею частью соленых, к которым легко совершить целый ряд интересных и нетрудных экскурсий. Эти озера интересны по своей флоре и фауне (много черепах), а также с геологической и гидрографической точки зрения. В последнем отношении см. ниже статью ак. К. Д. Татаришвили. „Краткий геологический и гидрографический очерк г. Тифлиса и его окрестностей».

 Черепашье озеро (Кус-т’ба), ближайшее к городу. Доехав по трамваю (№ 5) до конца Цхнетской ул., перейти мост против здания Государственного Университета, взять налево между домов и подыматься по левому краю Вардийского ущелья (Вардис-Хеви). Вскоре перед глазами открывается небольшое правильной формы озеро, к которому ведут несколько тропинок. От города менее часа ходьбы. Приятная и легкая прогулка для детей. По дороге воды нет».

Далее – информация для любителей географии и геологии. Отсюда вы почерпнете сведения о других озерах города. В тексте я оставила оригинальное правописание 1920-х.

«Краткий геологический и гидрографический очерк г. Тифлиса и его окрестностей

 (При составлении настоящей статьи, из печатных источников, мы пользовались только очерком профессора Джанелидзе: „Гидрография окрестностей Тифлиса», на грузинском языке).

 

Г. Тифлис и его окрестности в геологическом отношении довольно интересны. При этом они очень доступны для изучения. Река Кура, при впадении в нее Арагвы у Мцхета, сворачивая с восточного направления почти на юг, пробивает себе путь в 338 довольно глубоком ущельи, склоны которого, благодаря сухости климата и отсутствию густой растительности, совершенно открыты. На этих открытых склонах ясно видно геологическое строение местности, и они, как две страницы открытой книги, при известном навыке, позволяют прочесть геологическое прошлое местности, следы которого пропадают в тумане веков. Мы постараемся разгадать эти странички для интересующихся геологическим устройством Тифлиса и его окрестностей.

* *

Поговорим сначала об этих скалах, из которых состоят горы, окружающие город; да и в самом городе выходы этих скал очень часты. Рассматривая их в любом месте, замечаем, что они состоят из пластов, налегающих друг на друга то тонкими, то толстыми слоями. Слои эти образуются чередованием песчанников и глинистых, то очень хрупких, то довольно крепких, сланцев. Эти песчанники и сланцы в виде песку и ила, в продолжении неимоверного числа веков, осаждались на дне моря. Судя по окаменелостям (рыбы, фораминиферы и др.), найденным в этих пластах, море это принято называть третичным. Это третичное море в известный геологический период покрывало, между прочим, и все Закавказье.

Итак, горы окрестностей Тифлиса и скалы, на которых расположен город, геологически-третичная формация.

Но на дне моря и в наши дни осаждаются песок и ил. Но там они имеют более или менее горизонтальное положение, горы же (бывшее дно моря) в окрестностях Тифлиса очень неровны, прорыты глубокими оврагами, да и самые пласты, хотя и сложены регулярно, но в общем имеют чувствительный уклон и местами стоят почти дыбом.

 Эти явления — результаты двух геологических процессов: процесса размывания (эрозия) и процесса образования гор. Оба эти процесса типично выражены в окрестностях Тифлиса, и самая топография местности является как раз результатом этих процессов.

 *

Главном агентом размывания (эрозия) в Тифлисе является р. Кура. Она в продолжении многих веков постепенным действием вырыла то глубокое и широкое ущелье, где расположен город. В ея работе у нея были и помощники; это -впадающие в нее с обеих склонов, речки и ручьи, текущие по вырытым ими же глубоким оврагам. Большая часть этих речек только во время сильных дождей богаты водой; в обыкновенное же время они совершенно высыхают. Эти глубокие овраги десятками изрезывают окрестности Тифлиса, но особенно они типичны на склонах горы Махаты, выше арсенала, и на склонах горы св. Давида.

 Теперь посмотрим на самые факты размывания Курой. Вообразим себя хотя бы на проспекте Руставели и кинем взор на фуникулер. Под фуникулером нам бросится в глаза обрывистая, высокая скала, где ясно можно различить чередование слоев песчанников и сланцев; при этом все эти пласты наклонены на север. Если мы теперь посмотрим на противоположный, левый берег Куры, хотя бы, за Мухранским мостом, на Цициановский подъем, то и там увидим, обрывистую, высокую скалу, состоящую тоже из слоистых песчаников и слоицев, падающих тоже на север. Если проследим самые берега р. Куры, то местами, где коренные выходы не покрыты постройками, или не замаскированы новейшими отложениями, не трудно заметить эти же самые слоистые и наклоненные на север скалы. При этом легко угадать, что скалы, например, правого берега составляют продолжение таковых левого берега. Иначе говоря, когда-то они составляли одно целое, но впоследствии были разъединены глубоким ущельем, промытым р. Курой. Из этого следует, что когда-то русло реки было гораздо выше нынешнего его положения. Такое же соотношение мы находим, рассматривая выходы пластов на любой высоте обоих склонов; например -сопоставляя пласты Давидовской горы с таковыми Махатской горы выше арсенала.

 Разрушительное действие Куры и ея притоков продолжается и в наши дни, чему легко убедится если посмотреть на некоторые улицы города после большого ливня. На Московской, на Черкезовской, Вознесенской и др. улицах, после сильного дождя, потоки выносят с гор обломки песчанников и сланцев и нагромождают их на этих улицах в громадном количестве. Ясно, что эти обломки, назад, на свое прежнее место не пойдут, и следовательно гора, лишившись их, фактически уменьшается в своем об’еме. Это явление повторяется из года в год, в продолжении тысячилетий, и понятно, что в конце концов от окружающих довольно высоких гор останется с слегка неровной поверхностью холмистая местность.

 

У нас есть и другое не менее веское доказательство того, что долина, где ныне расположен Тифлис, результат действия Куры. Этим доказательством являются террасы, т. е. прежние долины Куры, которые мы видим на разных высотах обоих склонов, как в самом городе, так и в его окрестностях. Профессор Джанелидзе насчитывает четыре террасы р. Куры.

Первая, т.е. самая древняя, терраса это — гора Махаты, выше арсенала, на склонах которой, как сказано выше так типично выражены действия размывания поточной водой и, как удачно выражается тот же автор, „гора эта в настоящее время является эрозионным свидетелем» т. е. ничто иное, как обособленная часть некогда непрерывного кряжа, тянувшегося с запада на восток. Глубокие овраги делят эту гору на маленькие конусообразные возвышения, вершины которых состоят из аллювия (речной нанос), слой в метра два толщиною, со- стоящий из окатаных камней и песку. Этот аллювий весьма похож на современный галечник и песок Куры. Горизонтальный слойэ того аллювия несогласно налегает на падающие к северу песчанник и сланцы. Такое несогласное налегание показывает, что слои эти образовались в разное время. Скалы, как мы уже знаем, осадок третичного моря, а аллювий принесен водами Куры когда, по отступлению моря, образовалась суша, и река Кура начала свое размывающее действие. Это первая терраса р. Куры, т. е. остаток того времени, когда река текла на этой высоте, и гора Махаты представляла с горой св. Давида одно целое.

Следы второй террасы р. Куры видны на высотах Лоткис-гора, выше участка Ленина. Эта возвышенность уже значительно ниже горы Махаты. На высоте 572 ме- тров над уровнем Черного моря можно видеть здесь горизонтальную площадку, которая, врезываясь в эту возвышенность, тянется параллельно течению р. Куры, по направлению к Авчалам по долине Грма-геле.

Здесь мы видим точно такой же галечник, как на Махате. Галечники эти сцементировались и превратились в настоящие конгломераты. Река Кура, продолжая свою разрушительную работу,в дальнейшем, спустилась еще ниже, чем Лоткис-гора.

Одно время она протекала на высоте той горизонтальной площадки, где ныне расположен арсенал. Эта уже третья терраса Куры. Здесь, возле арсенала, вдоль полотна железной дороги имеется великолепный разрез, где на протяже нии более ста метров можно проследить слой аллювия в два метра толщиной, несогласно налегающий нападающие к северу песчаники и сланцы. На правом беpеrу р. Куры этой террасе соответствует проспект Руставели, улица Ленина и Сабуртало, где за Верой- речкой, вдоль военно-грузинской дороги, также по бе- регу Куры видны очень хорошие разрезы через аллювий.

 Наконец наиболее низкая равнина р. Куры- от Мухранского моста до Дидубе и далее, в которую врезывается современное русло Куры составляет последнюю, четвертую, террасу р. Куры.

 * * *

 С образованием этих террас связано образование некоторых озер в окрестностях Тифлиса. Параллельно течению р. Куры, за горами Махаты и Лоткис-гора, мы имеем ряд маленьких соленых озер: Кукийское, Иглуниани, Авлабарское. Озера эти находятся на протяжение довольно глубокой и длинной ложбины, тянувшейся от Авчал до равнин Навтлуга. Нет сомнения, что ложбина эта бывшее русло р. Куры, которая некогда огибала гору Махаты с востока, а озера — остатки глубоких мест в реке. Дождевая вода, стекающая в эти озера с соседних склонов, а также ручьи приносят с собою соли в растворе, которыя в неимеющих стока озерах концентрируется благодаря испарению. Судя по абсолютной высоте дна этой ложбины, Кура должна была протекать здесь между образованием второй и третьей террас.

Имеются еще озера и на правом берегу р. Куры. Выше Сабуртало, рядом с фермой Истаманова, находится Лиси озеро. Оно шире и многоводнее вышеозначенных озер. Нужно думать, что на дне этого озера бьют при родные ключи, так как, несмотря на искусственный канал для отвода воды для орошения полей к западу от Сабуртало, чувствительного уменьшения уровня воды в озере не замечается. Вода в нем почти пресная, так как и до прорытия канала озеро имело природный, периодический сток. Лиси озеро тоже находится в ложбине, которая на этот раз простирается уже не параллельно течению Куры, а наоборот, перпендикулярно к ней. Это тоже эрозионная долина, но не самой Куры, а одного из ея правых притоков. Приток, видимо, был значительный, как об этом можно судит по длине ложбины, где расположено несколько деревень: Мегрелеби, Лиси, Цодорети. Лиси озеро остаток этого притока, который ныне не существует, и о причине исчезновения которого мы будем говорить ниже.

Остается упомянуть еще о Черепашьем озере, охотно посещаемом молодежью г. Тифлиса. Оно находится на одном из северных склонов Давидовской горы, недалеко от государственного университета. По своим размерам оно гораздо меньше упомянутых озер, да и по своему происхождению оно резко отличается от них. На этом месте знакомые нам пласты имеют довольно крутой угол падения, да и расположены они так, что над толстым слоем песчанника лежат богатые гипсом глинистые сланцы, а на них снова мощные слои песчанника. От действия дождевой воды сланцы сползли в чувствительном масштабе, и образовалась, таким образом, котловина в несколько десятин, в центральном углублении которой собралась вода, и получилось, таким образом, маленькое, но довольно глубокое озеро. Чтобы покончить с процессом размывания в окрестностях Тифлиса, нам остается сказать еще несколько слов об высохших речках между Сабургало и Лиси озером.

 

Выше мы упомянули, что Лиси озеро расположено в ложбине, где когда-то (а именно в промежуточный период образования первой и второй террасы) текла какая-то речка. Воды ея к западу от озера были похищены отчасти другой речкой, параллельно с ней.

*

Итак, в третичный период на месте нынешнего Тифлиса было море, на дне которого осаждались песок и ил. Их там накопилось большое количество. Горообразующими силами они были приподняты, море отступило, и на его месте образовались складчатые горы. Река Кура, прокладывая себе дорогу чрез эти горы, прорыла то глубокое ущелье, где ныне расположен г. Тифлис. Перечисленные выше озера и террасы являются свидетелями этой ея работы.

 Ассист. Госуд. Ун. К. Татаришвили».

Надеюсь, изложение результатов моих исследований вас, дорогие читатели, не утомило?

На этом моё повествование об уникальном месте в Тбилиси не заканчивается, потому что Черепашка — это чистый дзэн! Здесь происходит очищение и возрождение!

Продолжение следует.

Тбилиси, 25 января 2024 г.

Читайте также: