или
О том, как Грузия погрузила меня в философию йоги.
Судьба предоставила мне возможность жить в стране, где небесные вибрации необычайно сильны. Дело в том, что в горах все иначе. Здесь не нужно искать новые перспективы, они открываются сами по себе, помогая нам абстрагироваться от суетности, от хаоса в мыслях и действиях, обретая новый смысл в жизни и заполняясь новой сутью. Все эти возможности Грузия подарила мне щедро и безвозмездно.
Ах, если бы я знала обо всем этом раньше, когда жила на российском севере, в далеком Петербурге! Увы, только под конец моего пребывания в этом городе мне тоже удалось открыть для себя новые перспективы.
И случилось это так. Мне посчастливилось познакомиться с так называемыми «руферами», любителями крыш. Это были художники, поэты, музыканты и просто любители романтики. Их отдушина – забираться повыше, подальше от банальности, от материального и от зачастую убогой реальности.
Однажды – дело было в самое романтическое время года, в белые ночи – «руферы» пригласили меня прогуляться с ними по крышам. И это стало удивительным опытом! Моим новым знакомым были известны все лазейки на чердаки и все взаимосвязи между крышами! Хотя чего тут удивляться: «под куполом» низкого питерского неба они тусовались с начала лихих 90-ых. Они вспоминали, что в те годы на крышах можно было даже запросто жечь костры!
И вот так мы с ними и гуляли — по скошенным поверхностям заржавелых старых крыш, иногда издававших неимоверный грохот, незаметно переходя из одного подъезда в другой, то и дело рискуя оступиться и скатиться вниз.
Впечатления от такой прогулки нелегко описать в словах, но я все-таки постараюсь. Внизу – суета сует, шум и грохот транспорта и городских строек, неугомонное гудение мегаполиса, гомон людей и бесконечные страсти. Но как только взглянешь на линию горизонта – все меняется: невообразимо-прекрасная, чуть ли ни идеальная горизонталь крыш, время от времени разбиваемая вертикалями церквей и башен!
Зато смотреть вниз – неприятное и даже жутковатое занятие: один неловкий шаг – и ты уже не человек, а лепешка на асфальте. И потому золотое правило «руферов» гласит: «Ни в коем случае не смотри вниз, смотри только вверх или на уровне глаз!»
И действительно, если соблюдать это правило, быстро забудутся страхи, а иногда даже возникнет непреодолимое желание воспарить в небеса.
Как оказалось, весь мой заключительный питерский опыт был всего лишь подготовкой, подготовкой к встрече с Кавказом. Ведь именно здесь мне удалось по-настоящему проникнуться философией гор и понять многие вещи, которые были до сих пор знакомы мне только в теории. Здесь философия йоги сама по себе стала основой своего мировоззрения.
Здесь, в Грузии я, наконец, научилась жить в теперь и сейчас. Ведь среди грузин по-другому жить просто невозможно! Здешние люди слишком редко планируют что-то в долгосрочной перспективе, рассуждая примерно так: «Кто знает, может, завтра мне на голову свалится кирпич, и зачем тогда было напрягаться на разные планы, зачем портить себе настоящее заботами о том, что наверняка будет, но будет иначе, чем я это себе рисую? Зачем бояться, мучиться и страдать? Не лучше ли просто отдаться радости бытия?»
Грузины ничего не воспринимают всерьез — кроме праздников. И это – закон: праздник – основа жизни. А умение превращать свою жизнь в сплошной праздник тут возводится в ранг искусства.
Наверно, именно поэтому гость в Грузии – не только подарок божий, но и превосходный повод вкусить все прелести жизни еще раз на полную катушку.
Знаете, какая в Грузии самая главная уважительная причина для чего бы то ни было? – «У меня гости». И всем все сразу становится понятно: почему ты опоздал на работу, почему не выполнил то или иное задание или сорвал ту или иную встречу. Ведь никому объяснять не нужно: гость, праздник – это святое.
К тому же, тут никто ничего не воспринимает слишком всерьез. Жизнь как игра, театр, а мы – актеры, но иногда также и зрители. И если не слишком уж втягиваться в действие, есть шикарная возможность увидеть та-а-а-кое!
Неужели вы не согласитесь со мной: роль зрителя в мелодраме собственной жизни экономит немало нервов и сил? А если учесть тот факт, что все грузины – прирожденные артисты, то вообразите себе, какой кайф можно получать от жизни!
Трудно сказать, какой из всех вышеперечисленных факторов послужил толчком, но я вдруг стала ощущать, что начинаю жить более осознанно и все больше развиваю свое умение пребывать в настоящем моменте.
Несомненно, нигде в мире — и даже не в Грузии — жизнь не может быть одной сплошной умиротворяющей мантрой. Ведь тут как в кулинарии: для того, чтобы подчеркнуть сладость, иногда нужна соль, а иногда – перец. И как бы хорошо нам ни было, всегда найдутся новые вызовы, новые препятствия, которые нужно то и дело преодолеть. Что тут поделаешь?
Но моя кавказская йога – в глобальном понимании этого слова — научила меня еще одному полезному правилу: «В Грузии даже йоги не потеют».
Это знание пришло на одном из моих первых занятий по йоге в Тбилиси. Пригласил меня на него один мой местный приятель-йог, так сказать, для обмена опытом.
Прихожу и вижу: в зале — пять человек. В течение следующего часа потихоньку набирается еще пятеро. Причем незаметно, чтобы кто-нибудь из опаздывающих спешил на тренировку в поте лица. Совсем наоборот! Человек приходит, медленно расстилает коврик, медленно переодевается, потом сидит еще пару минут, прихорашивается, изучает состав присутствующих (Все ли в сборе? Кто отсутствует и почему?), и только потом приступает к занятию (конечно, все это — только при условии, что ему вдруг кто-нибудь внезапно не позвонит!)
И вот что любопытно: факт опоздания учеников никоим образом не отвлекает преподавателя. Он ведет себя так, будто бы этого вовсе не замечает. Он действительно невозмутим! Потому что по-настоящему, серьёзно, йогой в зале занимается человека три-четыре от силы. Все остальные делают это только время от времени, как бы играючи. Кому-то, например, во время урока захочется выпить чаю. И вот он, как ни в чём ни бывало, достает термос и начинает чаепитие – прямо в зале, на коврике! Или вдруг кому-нибудь покажется, что асаны слишком сложны для него. И потому, даже не пытаясь их повторять, он принимает удобную позу на коврике, чтобы просто понаблюдать, как это получается у соседей. Или вдруг кто-нибудь просто устанет: мало ли, силы закончились? И что? Дальше он будет лежать и мечтательно смотреть в потолок.
Скажу честно: первое время такое отношение людей к йоге приводило меня в бешенство! Ну скажите, как можно, приходя на урок, относиться к тому, ради чего ты пришел, в такой степени халатно! Неужели этим людям не жалко времени, не стыдно перед собой, перед соседями, перед учителем, в конце концов?
Но, как ни странно, кроме меня, никого из присутствующих подобное поведение не коробило. И именно это наблюдение привело меня еще к одному вопросу: «Если это не мешает никому кроме меня, значит, вероятно, это МНЕ нужно срочно изменить свое отношение к происходящему?!?» После чего я принялась наблюдать за собой и за своей реакцией, причем, стала делать это не только на занятиях по йоге, но и во всех подобных жизненных ситуациях.
И тогда мне стало понятно: ничего более важного, чем сама жизнь со всеми ее вкусовыми ощущениями, в этой жизни быть не может! Зачем напрягаться понапрасну, если можно жить расслабленно, ловя удовольствие каждую минуту? Зачем стиснув зубы, натужно и из последних сил, пытаться плыть против течения? Ведь в таких условиях долго-то на плаву не продержишься! Не проще ли уловить поток и, подстроившись под него и предварительно попросив благословления небесных сил, просто плыть себе и радоваться жизни?
Мой путь в йогу начался задолго до Кавказа. Но именно здесь он приобрел неотъемлемые для настоящей йоги формы и очертания: осмысленность, некоторая отрешенность, а также умение отпускать ситуацию и радоваться каждому мгновению. Примечательно, что всему этому я научилась от грузин, людей, из которых, наверняка, мало кто сумеет ответить на вопрос, что такое йога.