или
Шедевры не «под мухой».
Богослужение в храме бога Вишну в Варкале, Южная Индия. Нам удалось смешаться с толпой местных верующих.
Рядом с храмом одна женщина сыграла для нас — за умеренную плату — на инструменте, отдаленно напоминающем смесь скрипки и бандуры, «песнь змеи». После чего она нанесла нам на межбровье, место предполагаемого «третьего глаза», смешанную с водой оранжевую пудру из куркумы или сандала.
Мы присутствовали на «крестном ходу» в честь бога Вишну, которого брахманы под звуки барабанов и восторженные возгласы верующих три раза обносили вокруг храма. Мне вдруг представилось, что богослужения в древнеегипетских храмах вполне могли быть похожи на то, что проходило на наших глазах: красивое, радостное, эйфорическое шествие! Хотя нет, думаю, в Древнем Египте, скорее, все было более строго, пышно и помпезно.
После того, как Вишну вернули в храм, люди стремительно бросились туда вслед за ним. Оказывается, там раздавали «прасад», т.е. благословленное яство, состоящее из завернутого в банановый лист рисового шарика с какой-то, видимо, вкусной начинкой. Выходя из храма, люди садились неподалеку и принимались за трапезу.
Вокруг – радость, ликование и ноль — молящихся о прощении и забвении «рабов божьих»!
В храме большинство – женщины и дети. Все как одна – в ярких, чрезвычайно нарядных одеяниях. При этом цветовым комбинациям их сари или чуридаров (элегантный костюм, состоящий из длинной туники, шарфа и брюк) мог бы позавидовать любой продвинутый западный дизайнер! Девушки и даже малышки-девочки – с окрашенными сурьмой веками и бровями.
К сожалению, вход в святая святых, sanctum santorum, доступен только для верующих. Причем на входе висит список напоминаний, одно из которых гласит: «Заходи в храм с чистым телом и душой, а также в чистой и порядочной одежде». Несмотря на отсутствие возможности полюбоваться храмом изнутри, действа, происходящего вокруг нас, нам вполне хватило.
Похоже, что религия для индусов – добрая сказка. И каждый человек радуется своей собственной сказке, какие бы сюрпризы она ему ни преподносила, а также свято верит в то, что и у его сказки когда-нибудь обязательно будет очень хороший и счастливый конец. И это дает людям возможность чрезмерно не привязываться к мирским ценностям, жить более свободно и беспечно, уподобляясь детям.
В храме мы были, пожалуй, единственными европейцами и потому волей-неволей приковывали к себе любопытные, но доброжелательные взоры местной публики. Каково же было наше удивление, когда нас, «неправедных» и, казалось бы, чужих на этом празднике жизни, тоже удостоили чести выпить какой-то «божественный» напиток в виде сладкого молока с рисом!
А сейчас поделюсь с вами одним размышлением.
Однажды один мой «продвинутый» в духовном плане, эрудированный друг однажды сказал вот что: «Еще ни одна нация азиатского региона, чья религия не поощряет употребления алкогольных напитков, за последние столетия не породила ни одного великого произведения искусства: у них нет ни одного Леонардо, ни одного Бетховена, ни одного Гауди!». Это он объясняет тем, что алкоголь в умеренных количествах способствует генерации идей и созданию шедевров в искусстве и пр.
В Индии мне в голову пришел контраргумент: страны Южной и Юго-Восточной Азии обогатили мировую культуру куда бОльшими шедеврами, чем «подсевшая на алкоголь» цивилизация Запада. Эти шедевры — в духовном наследии, в философии ненасилия и любви ко всему живому.
В Индии подтверждения этому — на каждом шагу. В то время, как наслаждение произведениями искусства доступно лишь относительно немногим избранным, у которых больше нет тотальных забот о хлебе насущном (см. пирамиду Маслоу), духовное богатство индуистской и буддистской философии и религии открывает дверь к целостности и ощущению счастья теперь и сейчас для широких слоев общества. Доказательство этому – спокойные, радостные лица жителей Индии, их мудрые глаза. Правда, я до сих пор не совсем понимаю, что в них скрыто – приятие или смирение.
Как-то раз, беседуя с одним моим индийским знакомым из Кералы (кстати, по имени Шива!), я описала ему свои впечатления от поездки в Индию и честно призналась, что в его стране мне помешало отсутствие в городах красивых площадей, бульваров или пешеходных зон. Мне было непонятно: где народ проводит свой досуг, где гуляет, наслаждается жизнью, куда ходит, чтобы на других посмотреть и себя показать?
В ответ на это мой собеседник рассказал мне о том, что традиционно в Индии местом досуга считаются не площади, бульвары и кафе, а храмы! Оказывается, испокон веков народ ходил и ходит туда не только на богослужения, на театральные постановки, а также для занятий философией по древним текстам и просто, чтобы пообщаться и посудачить с друзьями и знакомыми о том, о сем.
Варкала, 24 января 2013 – Тбилиси, 17 января 2019