Философия – наука глубокая. И учиться этой мудрости можно всю жизнь, не переставая, потому что все вокруг люди, даже маленькие дети, – наши учителя. А вот у представителей разных профессий – своя особая мудрость. И, пожалуй, самые подкованные по жизни — таксисты и сантехники. По крайней мере, это так в Грузии.
Вот уже который день в моей квартире забит водосток. Вода в раковинах не стекает совсем. Вызываю сантехников, те приходят, что-то делают, но толку от их работы никакого. Вода стоит себе, где стояла, а вчера еще даже еще и труба протекла в придачу. Говорят, все это — ошибка строителей: неправильно проложены трубы, скорее всего, под углом 90 градусов. Вот грязь и застревает там, где не должна.
Вчера два сантехника трудились у меня до полуночи, заливая в трубы всевозможные ядовитые вещества, которые, по их мнению, должны «сожрать всю эту застоявшуюся гадость». Но «гадость» попалась стойкая и даже ядам не поддалась!
В полном отчаянии звоню и вызываю Гиоргия. Его мне рекомендовали его коллеги как «мастера с длинным тросом». Сказали, что поможет лишь механическая чистка, и поскольку трубы в квартире длинные, трос должен быть соответствующим.
В разговоре по телефону я объясняю Гиоргию, как проехать к нам. «Вы как будете ехать – на общественном транспорте или на машине?» — спрашиваю я. – «На машине, конечно! – с гордостью отвечает Гиоргий. – У меня – новенький «Мерседес»!» — «Очень рада за Вас!» — отвечаю я и объясняю, как найти путь к нашему дому на машине.
На следующее утро он приходит, приветливый и общительный мужчина лет под шестьдесят, в руках он несет свое «боевое снаряжение», красную внушительного размера металлическую катушку, вокруг которой, видимо, намотан трос. «Такого оснащения, как у меня, нет во всем городе! — с гордостью заявляет Гиогрий. – Я его в Штатах купил. У меня есть побольше катушка тоже, она вообще супердорогая, она 3 тыс. долларов стоила. Но если бы я ее к вам притащил, то это бы стоило мне больших сил».
Гиоргий долго разбирается в ситуации: где стояк, как, что и куда присоединено к нему. Потом он с порицанием качает головой: «Ну кто же так строит? Какое безобразие!» Вопрос, актуальный не только для меня.
«Знаете что, генацвале, я дам Вам сейчас очень ценный совет! Послушайте меня и не ошибетесь! Сейчас самое время, чтобы быстренько продать Вашу квартиру и купить себе землю под дом. Грядут непростые времена. Умные люди в корпусах не живут!» — наставительно заявляет сантехник, после чего он долго рассказывает мне о том, где и за сколько он купил себе участок, какой построил себе там дом, где живет счастливо и комфортно.
Гиогрий оборудует свое рабочее место, примастившись под мойкой на кухне, в то время, как я отправляю детей на улицу играть в футбол. У детей в радостном предвкушении игры — целое море эмоций! Они бегают, не слушают, что я им говорю, не хотят надевать теплые вещи. Мне приходится повышать голос, чтобы быть услышанной. «Неправильно Вы с детьми общаетесь, дорогая! – слышу я сантехника. – С детьми нужно тихо говорить, спокойно, чтобы они Вас услышали». Прекрасный совет! Как же я раньше этого не знала?
Дети уходят на улицу, а я остаюсь, чтобы «составить компанию» моему спасителю, и, сидя на кухне за компьютером, пытаюсь кое-что читать.
Но не тут-то было! Гиоргий, делая свое дело, старается узнать от меня ВСЁ про мою личную жизнь, как будто бы эта информация как-то облегчит его нелегкий труд: почему и как долго я живу в Тбилиси, кто мой муж, чем я занимаюсь. Выворачиваться от его прямых вопросов нелегко. И потому мне приходится спрашивать его о том же! И эта тактика срабатывает!
Гиоргий с радостью рассказывает мне о том, как он жил и работал в Биг-Эппл. Там он был очень востребованным какое-то время, и ему платили огогого сколько: аж 30 долларов в час! Но со временем работы становилось все меньше. «И тогда я сказал: «К черту ваш Нью-Йорк!» — и махнул домой!» Теперь, говорит, у него от клиентов отбоя нет: «Я специально оставил свои четыре телефона в машине, чтобы не мешали!»
И вот он лежит под раковиной, то и дело комментируя для меня, что он сейчас делает и какие нерадивые у меня были строители, и рассказывает мне о том, какие нам всем предстоят тяжелые времена. «Вы даже не представляете себе, что скоро с нами случится! Скоро сильная Россия отстоит свои права на Кавказ, зайдет сюда и прочно обоснуется здесь. Вы думаете, у нас про-грузинское правительство? Хахаха! Вы думаете, в Украине про-украинское правительство? Как бы ни так! Дудки! Россия тут обоснуется, а потом пойдет на Америку! Она затопит Нью-Йорк, вот увидите! И будет страшно! И она стравит Америку с Европой, так что даже сильная Германия не устоит!»
Я слушаю его и ушам своим не верю! Вообще-то мне нужно было почистить трубы. А тут…
И хотя я, чтобы не поддерживать его интерес к дискуссии, изо всех сил стараюсь показать моему собеседнику, что занята другим делом и слушаю его только одним ухом, на моем лице, видимо, заметно все-таки неподдельное удивление. Гиоргий, кажется, видит это и успокаивает меня: «Но Вы не переживайте, генацвале! Вы правильное место для жизни выбрали! Тут войны не будет! Кавказ – самое надежное место в наши времена! Россия сюда зайдет без крови. Тут все будет мирно. Но уже весной все начнется, вот увидите!»
Через некоторое время Гиоргий с гордостью заявляет мне, что самый важный сток прочищен: «Сейчас я буду вытягивать шланг, а Вы смотрите, что оттуда будет выходить!» От мысли об этом мне становится дурно (никогда не могла смотреть на подобные вещи!). Но мне приходится преодолеть себя. В принципе, я ожидала худшего. Но тут Гиоргий заявляет: «Генацвале, мне теперь нужен шланг недлинный, но потолще! У Вас случайно нет такого?»
Вот это да! У моего супер-мастера нет какого-то элементарного шланга?!? И вот мы с ним идем к шкафу, где у нас лежат разные инструменты, и смотрим, нет ли там чего-то наподобие того, что ему нужно. Оказывается, нет. «Ну ладно, я съезжу сейчас быстренько на рынок и куплю, что мне надо, — говорит Гиоргий. – У меня дома тоже есть, но если я домой поеду, это будет долго».
Где-то полчаса жду его с рынка. Он возвращается, продолжает чистку. В это время приходят с улицы мои дети, которых мне немалыми стараниями пришлось вернуть домой, потому что они решили пощеголять новой футбольной формой, сняв с себя всю остальную одежду. Разбираюсь с протестами детей, как тут же слышу наставления сантехника: «Нельзя с детьми так, генацвале! Это неправильно!»
Потом, видимо, чтобы успокоить меня, Гиоргий говорит: «Не надо из-за детей переживать, дорогая. Ведь мы своих близких уже не переделаем. Это гены. Нужно просто учиться мирно сосуществовать друг с другом».
Гиогрий чистит и рассказывает мне о своей жене, с которой ему не удалось-таки «сосуществовать мирно». «Я оставил эту бессовестную после того, как вернулся из Америки. Она в мое отсутствие умудрилась наделать долгов, представляете? Аж целые 70 тысяч долларов! Вот я ее и бросил. А детям сказал: «Когда-нибудь вы меня поймете!»
Наконец, его работа готова! И вода в раковине стекает, как и должна. Под конец Гиоргий дает мне еще некоторые ценные указания. Например, о том, как лучше готовить тыкву, а также о том, какие средства хороши для мытья посуды. Еще я узнаю от него о вреде жирной пищи не только для организма человека, но также и для водосточных труб.
Вот, оказывается, сколько знаний можно почерпнуть, прислушавшись к одному единственному сантехнику! Благо, что трубы иногда засоряются.
Тбилиси, 9 января 2016 г.