История про советское прошлое, которое дышит нам в спину и рвётся в будущее
Часть первая. Год 2010
Один из моих первых репортажей после переезда в Грузию был из Гори, т.е. из музея Сталина. Шёл 2010 год. У руля власти в стране стоял президент Михаил Саакашвили, слывший антисоветчиком и любимчиком Запада. Кстати, один из принятых при нем законов, — запрет на использование в Грузии любой советской символики.
И теперь представьте себе, что в этой самой прогрессивной из всех постсоветских стран, в музее Сталина, я почувствовала себя … в своём детстве. Дело в том, что похожее место есть и в моем родном Минске. Это музей Великой Отечественной войны, куда мы не раз ходили школьниками. Однако даже там экспозиция не так сильно завязана на культе личности, как в этом музее на родине вождя.
Фото: у входа в музей Сталина, вид на бюст вождя, не демонтированный до сих пор
Здание, в котором расположен музей Сталина, — помпезный дворец в стиле неоренессанса, центральное градообразующее звено, торжественно возвеличивающееся надо всеми другими постройками. Его начали возводить еще при жизни советского вождя, музей был открыт в нём в 1957 году. Во дворе – маленький домик, в одной из комнат которого провел свое детство сын бедного сапожника и швеи Иосиф Джугашвили. Рядом – бронированный железнодорожный вагон, в котором путешествовал глава советского государства.
Примечательным и даже немного ужасающим показалось мне не столько само здание и его артефакты. В первую очередь потряс меня стиль экскурсии, предлагаемой здесь. Сложно было не поверить в то, что СССР жив, а Перестройка и развал Союза – это чья-то нелепая выдумка или, может, какой-то сон.
Переполненная чувством гордости за великую державу и ее предводителя, экскурсовод подробно рассказывала о вехах жизни и борьбы «великого отца народов». Во всем огромной музее с его помпезными парадными лестницами и огромными залами, вмещающими в себя множество артефактов – всего лишь одна коморка под лестницей, где можно ознакомиться с фактом сталинских репрессий, зверств НКВД, а также – с историей так называемой абхазской войны, а также блиц-войны августа 2008 года.
После того первого визита в этот странный музей моя реальность раздвоилась. С одной стороны, я приехала жить в страну, перемены к лучшему в которой заставляли ахать даже самые передовые западные державы. Борьба с коррупцией, реформы в системе МВД, высшего образования, налогообложения, а также создание образцовых Домов юстиции, где любой документ и любую справку гражданам выдают всего за полчаса – это была визитная карточка новой Грузии и её молодого президента, пришедшего к власти в итоге не менее потрясающей мирной Революции роз.
С другой стороны, у этой образцовой страны западного толка советское прошлое застряло в горле огромным непереваренным куском. И по сей день оно так из него и торчит.
Как мне стало известно позже, в те годы было много разных инициатив по видоизменению экспозиции музея Сталина. Одна из них – его преобразование в Музей советской пропаганды, в нечто сродни музею Холокоста. Однако все эти попытки успехом не увенчались. Кто знает, что стало тому причиной? Вероятно, руководство музея (или, может, всей страны?) так и не усмотрело необходимости в реорганизации экспозиции – зачем? Ведь посетители и так валом валят в святая святых города Гори. Не зря же музей Сталина – самый посещаемый музей в Грузии!
Часть вторая. Год 2024
В этом году я снова нанесла визит в эту Мекку советской истории. Там меня ждало изменений … ноль! Правда объективности ради скажу, что замечательная экскурсовод Ольга, музейный сотрудник с сорокалетним стажем, была готова обсуждать со мной спорные вопросы советской истории и биографии Иосифа Сталина. Однако, как заявила она мне в самом начале нашей беседы, своим личным отношением к вождю она со мной делиться не станет. Мол, у каждого к этому человеку – своё отношение, и это – личное дело каждого.
Стоя у карты Российской империи, где обозначены все места арестов и ссылок товарища Сталина, мне забавно было слушать увлекательные истории про скитания будущего вождя и предпринятые им попытки побегов.
«За свою революционную деятельность Сталин подвергался арестам семь раз, — поведала нам экскурсовод. — Арестовали его в Батуми, затем в Баку и Петербурге. Несколько раз его высылали в Сибирь. Ему удавалось убежать из всех ссылок кроме последней, которая была у Полярного круга. Он дважды пытался бежать, но оба раза его возвращали назад, сильно били, и его левая рука немного атрофировалась и осталась короче правой».
Интересно, все ли эти аресты были связаны с политической деятельностью молодого революционера? Ведь ходят слухи, что товарищ Коба кроме всего прочего промышлял грабежами банков, в частности, — на Ереванской площади в Тбилиси. — «Что вы! Никакого криминала не было! И никаких подтверждений этому не найдено! – всплеснула руками Ольга. – Сталин такими вещами не занимался. Для добычи денег существовали другие, рядовые члены партии. А Сталин изначально был членом Политбюро, мыслителем, из-под пера которого выходило множество важных статей!»
На этом месте Ольга поведала нам о тайной типографии в Тбилиси, где на протяжение нескольких лет товарищ Коба вместе с коллегами якобы печатали прокламации на трех языках. Про свой визит в эту типографию я расскажу позже.
Правда ли, что некоторых из своих земляков Сталин все же оградил от репрессий? – «На самом деле, многих ограждали. Например, Королёв, который находился в ссылке на Сахалине, написал письмо Берии, и его освободили. Но для этого надо было найти выход на нужного человека. Миллионы людей находились в ссылках, и ни Сталин, ни Берия не могли знать, кто там конкретно находится, т.е. не знали фамилий и имён этих людей. А так если бы они к ним обратились, если бы сочли нужным их освободить и не нашли за ними никаких таких преступлений, может, и освободили бы». – «Как удивительно! Ведь Сталин и был тот человек, который задавал тон репрессиям!» – «Да, ЭТО было допущено в стране, такой был тогда метод борьбы, — ответила Ольга. — Но конкретно за каждого человека они не могли отвечать. Машина была запущена, а там уже, кто попадал под неё, те оказывались жертвами».
В просторных залах сталинской Вальхаллы гостей предостаточно. Мне почему-то бросились в глаза большие группы индусов и китайцев. Говорят, школьники и студенты в китайских школах до сих пор изучают биографию Сталина. И потому где, как не в Гори, можно полюбоваться столькими замечательными портретами «вождя народов», узнать про его бесчисленные подвиги, в том числе во время Великой отечественной войны (её в этом музее по старинке предпочитают не называть Второй мировой), которую, разумеется, выиграл ни кто иной, как «великий советский народ под предводительством товарища Сталина».
На этот раз в музее я узнала, что «товарищ Сталин был глубоко верующим человеком», который не только сам молился и посещал храмы, но и во время войны собственноручно реабилитировал церковь, сильно пострадавшую после Октябрьской революции. (Оставлю это место без комментариев. Обо всем этом в последние годы можно было узнавать на проповедях в церкви или из официальной прессы, или из передач государственных телеканалов вроде «TV Imedi»).
Единственная новость про экспозицию: последнее её обновление случилось аж в 1979 году! В целости и сохранности – и многочисленные, иногда самые невероятные подарки вождю народов от граждан страны и зарубежья.
И по сей день при входе в большой зал в красно-черных тонах вами овладевает чувство безмерного горя, испытанного миллионами советских граждан, услышавших новость про смерть Сталина. В этом траурном зале выставлена посмертная маска вождя. На стене — большое полотно с изображением Сталина в гробу, написанное с натуры одним грузинским художником.
Фото: посмертная маска советского вождя, шестая по счёту
На эту экскурсию я взяла с собой своего младшего сына. Примечательно, что это был его второй визит в музей. Своего первого раза он, правда, не помнит: тогда он был младенцем трех месяцев от роду. А сейчас ему почти четырнадцать.
Для того, чтобы подвести черту в восприятии сыном этой исторической личности, я прошу экскурсовода ответить всего на один вопрос: «Сталин — политическая фигура со знаком плюс или все же со знаком минус?»
Эта тема экскурсоводу явно не по вкусу, и потому ответ уклончив: «Я не могу Вам точно этого сказать. Официально, наверно, Сталин – это личность со знаком минус, если брать политику нашего государства. А для разных людей – это по-разному. Я никогда ни с кем о Сталине не говорю, я даже про моих друзей-знакомых, соседей я не знаю, что они думают о Сталине. У нас с ними разговоров на эту тему не было».
Дома беседую с моим подростком, пытаясь понять, что запомнилось ему от экскурсии в музее. Сын признается, что ему показалось, будто бы он побывал не только в музее Сталина, но и в музее … Гитлера. Виданое ли дело – музей Гитлера в Германии! Такой музей ни в Германии, ни на родине Гитлера в Австрии просто немыслим! Но кто знает, что было бы, если бы ту страшную войну выиграл Гитлер…
И еще впечатлила сына история о том, как Сталин отказался вызволить из немецкого плена своего сына Якова, которого немцы предложили обменять на маршала Паулюса. «Солдата на фельдмаршала не меняю!» — ответил Сталин. «Вот это был монстр, точно из стали: отправляя своего родного сына на смерть, даже не дрогнул!» — заметил мой сын.
Кто знает, может, это и есть именно несгибаемость и непреклонность, эдакие качества сверхчеловека, которые до сих пор заставляют трепетать в благоговении сердца земляков вождя народов? Маленький мальчик из Гори, перед которым дрожал весь мир, который — заметьте! – долгие годы противостоял Западу, внедрил туда множество агентов и даже за границей успешно расправлялся со своими врагами!
Таким образом товарищ Коба незаметно для многих снова оказался на высоком пьедестале – как минимум, в современном грузинском (не говоря уже о российском) политикуме, а также в православной церкви.
«Он принял государство с сохой, а оставил – с заводами. Он выиграл войну, был верующим, справедливым и скромным. Всю жизнь он ходил в одной и той же форме! Так выпьем же за великого Сталина!» — вот лозунги современных православных неоконсерваторов, неосталинистов.
Вот такая история с продолжением про главного советского оборотня, который ни за что не желает оставаться в прошлом и изо всех сил рвётся в будущее.
В продолжении будет рассказ о т. н. подпольной тбилисской типографии, где якобы печатал прокламации Сталин, а также о музее советской оккупации в Тбилиси и документальном фильме «Ветер с Северо-востока» о том, как земляки Сталина пытаются вернуть его памятник в Гори.
Тбилиси, 22 мая 2024 г.
https://www.derstandard.at/story/1291454261564/beliebter-jugend-treffpunkt
https://www.derstandard.at/story/1385169471132/georgiens-beruehmtester-sohn-spaltet-seine-heimat