Манфред Наврот/ Германия
Путешествие – прекрасное времяпровождение, или, по крайней мере, оно в идеале должно быть таковым. Мы, европейцы, привыкли к тому, чтобы быстро передвигаться по земному шару и достигать далеких целей в кратчайшие сроки. В наши дни уже не проблема одним прыжком во времени и пространстве достигать дальних стран и окунаться в чужие культуры.
Многие люди именно этим и занимаются. И оттого ожидание своего рейса в аэропортах со всевозможными контролями на безопасность и разного рода задержками и опозданиями уже давно не похоже на удовольствие — ни в начале, ни и в конце поездки.
Поскольку я немец, то конечно же с удовольствием путешествую поездом. Немецкая железная дорога долгое время имела очень хорошую репутацию. Благодаря ее пресловутой надежности на нее всегда можно было положиться. И это неудивительно, если вспомнить о главных добродетелях немцев – их точности и пунктуальности.
Уже в 1835 году между Нюрнбергом и Фюртом, городами, расположенными недалеко друг от друга, курсировал первый поезд с легендарным названием «Адлер».
До тех пор, пока железная дорога Германии была в государственных руках, по всей стране можно было перемещаться на поезде легко и удобно. Но как только ее приватизировали, были выведены из строя многочисленные линии второстепенного значения. Зато теперь во все немецкие города вы можете приехать на высокоскоростных поездах за кратчайшее время. Так, на поезде «Международный сити-экспресс» вы доедете из Берлина во Франкфурт-на-Майне за какие-то три часа, а расстояние в 280 км из Берлина в Гамбург вы преодолеете всего лишь за полтора часа, в то время, как на поездку из Берлина в Мюнхен, между которыми 600 км, вам понадобится совсем немного времени — конечно, при условии, что с железнодорожными путями будет все в порядке.
Увы, в наши дни поезда слишком часто опаздывают, не говоря уже о том, что иногда отменяют целые рейсы, как это было в последние зимы. Происходит все это из-за того, что при температурах ниже нуля градусов хваленая немецкая железнодорожная техника дает сбои. И потому в последнее время точность и пунктуальность, которые так уважают в Германии, зачастую становятся жертвой технического прогресса. А что мы получаем взамен? – Задерганных пассажиров, нервно следящих за мониторами на перронах, чтобы узнать, придет ли их вообще поезд, и если да, то когда. Итак, как видим, скорость стала для нас западней, а путешествие – уже не в радость.
Какое все это имеет отношение к Грузии? — Конечно же, никакого. Ведь и по Грузии тоже можно летать — между Тбилиси, Батуми, Кутаиси и Местией — и тем самым быстро добираться из одного города в другой. Да и на поезде тоже можно ездить – например, из Тбилиси в Батуми, а, если захочешь, то и в Ереван или в Баку.
Но самыми настоящими средствами передвижения в этой стране являются автобусы и миниавтобусы, так называемые маршрутки. Что для берлинца – городская электричка, S-Bahn, то для тбилисца — маршрутка. Однако, в Германии маршрутка– абсолютно не знакомое средство передвижения.
Маршрутка доставит вас в любую часть города, но при условии, что вы разбираетесь в сложной системе взаимосвязей. А это для иностранцев непросто, поскольку маленькие таблички этих миниавтобусов с указанием маршрута – написаны исключительно на грузинском языке. И если вы с этим разобрались, то вам легко передвигаться по городу.
Кстати, мой любимый маршрут – в тбилисский район Вазисубани.
С течением времени парк миниавтобусов постепенно модернизируют. Донельзя устаревшие миниавтобусы потихоньку заменяют желтыми автобусами большей частью модели «Mercedes Sprinter». После того, как в 2011 году в циркуляцию были введены новые автобусы, цен на маршрутку неожиданно резко поднялись с 50 до 80 тетри! Вот так скачок!
Если у вас нет собственного автомобиля, маршрутка – лучшее средство передвижения для того, чтобы познакомиться со страной. На ней можно добраться до практически любого места Грузии. В Тбилиси есть несколько автобусных вокзалов, с которых отправляются миниавтобусы в разные части страны. И если вам удалось разобраться в путанице из людей и машин, то — в добрый час!
«Отправление через пять минут!» — говорит водитель. Но не забудьте: мы с вами в Грузии, и потому пять минут легко могут превратиться в пятнадцать. Когда автобус тронется с места, решится тогда, когда маршрутка полностью заполнится людьми. Зато опозданий в прибытии – в отличие от немецких поездов – здесь, как правило, не бывает. И потому у пассажиров автоматически меньше стресса.
Чего греха таить: поездки в маршрутках по душе не всем. Дело в том, что чаще всего они забиты до отказа, да и с технической стороны дела не все они на таком уровне, что смогли бы пройти, скажем, немецкий техосмотр.
Зато водители маршруток уже стали настоящей легендой — в связи со своим стилем вождения. Как только автобус двигается с места, водитель изо всех сил жмет на газ, будто бы собирается удирать от самого черта или, по крайней мере, нагнать потерянное в ожидании на вокзале время. Лучше, если вы доверяете водителю, думая при этом о том, что он все-таки хорошо знает свой автобус и свой маршрут.
Я, например, много путешествовал по Грузии на маршрутке и благодаря этому увидел в частности, Степанцминду с горой Казбек, был в Мигрелии и в горах Аджарии, выезжал во Мцхету и во многие другие места Грузии. Поездки могут быть долгими и неудобными, но также и шумными и веселыми, как случилось со мной одним прекрасным августовским днем.
Это утро я решил провести с моими друзьями Мананой, Нугзаром и Нино в нескольких километрах восточнее Тбилиси, недалеко от деревни Марткопи. После нашей пешей прогулки к церкви Гвтаэба, что в монастыре Святого Антония, на обратном пути мы в приподнятом настроении сидели на природе, смакуя завершение прекрасного дня за лепешками-мчади и салатами домашнего приготовления, а также за вином и кофе.
Прежде чем наступила темнота, мы решили двинуться в путь обратно в Тбилиси. Ведь до автотрассы нужно было еще немного пройти пешком.
Нам повезло: как раз подошла маршрутка, водитель которой остановился и спросил нас, куда нам нужно. «В Тбилиси!» — «Не проблема!»
И вот мы уже садимся, успевая найти место на задних скамейках. В маршрутке полно людей – мужчин, женщин, детей, которые тоже проводили выходные за городом. Сразу же к нам начинают проявлять интерес: «Откуда вы приехали?», «Как вас зовут?», «Чем вы занимаетесь?» И так постепенно завязывается беседа.
У одного из пассажиров с собой домашнее вино собственного приготовления. Естественно, нам приходится выпить несколько тостов за встречу и еще за кое-какие вещи. Настроение в нашей компании становится все веселее, беседа и песни льются рекой.
Конечно же, всех пассажиров интересует вопрос: что я, иностранец, делаю в Грузии, в общем, и в этой маршрутке, в частности. Я стараюсь давать ответы на все вопросы, но мой грузинский, увы, слишком быстро наталкивается на границы моих возможностей. Но я все равно говорю по-грузински! И этот факт все вокруг отмечают с уважением, что сразу же порождает тост за мою родину.
К счастью, со мной мои друзья, которые вместо меня могут дать исчерпывающие ответы на вопросы о том, как долго я в Грузии, что тут делаю, и пр. Радости моих спутников нет предела! Но вино уже закончилось, так что во время очередной остановки один из пассажиров выходит, чтобы в ближайшем магазине докупить немного … пива!
Наша беседа вперемешку с шутками-прибаутками не кончается до самого Тбилиси. На автобусном вокзале в Варкетили мы выходим и прощаемся друг с другом как лучшие друзья.
Вот и подошел к концу еще один мой совершенно удивительный день, проведенный в Грузии. И я снова кое-чему научился и кое-что понял. Слава богу, я провел его не на одном из берлинских вокзалов в ожидании опаздывающего поезда на Мюнхен, а в маленькой, не очень приятно пахнущей маршрутке на пути из Марткопи в Тбилиси.
А теперь мне остаётся только добавить: «„Sakartvelos gaumarjos!“ , или: «За Грузию!»
Об авторе.
«Я из Германии, где прожил практически всю свою жизнь. Но в 2010 году судьба забросила меня в Грузию на 2,5 года. Когда мне предложили ехать работать в Тбилиси, я обдумывал это предложение всего лишь два дня. И как только я попал в столицу Грузии, то сразу понял, что принял очень правильное решение, потому что эта страна и ее люди неимоверно обогатили мою жизнь. Теперь, когда я смотрю в окно моей берлинской квартиры, я с болью в сердце понимаю, до чего же мне не хватает кавказских гор и всего того, что мне было так дорого в Грузии».