Фото: Уджармская крепость всё ещё хранит в себе множество тайн
Во времена античности крепость и город Уджарма для Древней Иберии были важными пунктами стратегического, политического и экономического значения. Принято считать, что они существовали уже во II–I вв. до н. э. и были построены царем Аспагуром, или Вараз-Бакуром.
Кроме того, Уджарма тесно связана с очередной легендарной личностью в истории Картли: Вахтангом Горгасали. Здесь находилась его летняя резиденция, поблизости этот царь и погиб в войне против персидских завоевателей, хотя похоронили его во Мцхете.
Наряду с Фарнавазом и Фарсманом II Вахтанг Горгасали – легендарная личность в грузинской истории, один из важнейших правителей, стоявших у истоков грузинской государственности. Не даром же про Горгосали сложено столько народных песен и легенд: он обезопасил Север Иберии, утихомирив горцев Северного Кавказа, укрепил иберские крепости, возвёл грузинскую православную церковь в ранг автокефалии и, с большой долей вероятности, именно он перенёс столицу из Мцхеты в Тбилиси.
Если держать путь из Тбилиси в Кахетию через перевал Гомбори, неминуемо проезжаешь Уджармскую крепость. Однако со стороны дороги создается впечатление, что от крепости сохранилась лишь одна башня. Это огромное заблуждение! И потому грустно, что, несмотря на указатель и парковку рядом с замечательным историческим местом, большинство туристов проезжает мимо, так и не увидев этой удивительной и очень важной цитадели.
Долгое время так случалось и со мной, пока поиски «живых свидетелей» античности в Иберии не привели меня в Уджарму. Свою ошибку я исправила, договорившись об экскурсии с археологом Арсеном Хатиашвили.
Когда учёный вел меня вдоль крепостной стены к одному из входов в уджармскую крепость, меня сразил масштаб этого сооружения. Оказалось, что эта цитадель состоит из верхней, средней и нижней крепостей, общая занимаемая ими территория – примерно 1400 кв.м. Большинство башен сохранились до наших дней, хотя не все из них – в первоначальном виде.
Фото: план Уджармской крепости
Мой гид Арсен Хатиашвили объяснил мне, почему для строительства этого фортификационного сооружения было выбрано именно это место. Крепость возвышается на почти что отвесной скале высоко над рекой Иори, текущей с хребта Борбало. В древности здесь проходили важные торговые пути. С севера через Иорское ущелье шли караваны из Средней Азии, Дагестана и Чечни. В Уджарме они останавливались, отдыхали, а затем продолжали свой путь или на Запад, или на Юг, например, в Армению, Персию и пр. Когда была необходимость обороняться от врагов, то скала, на которой построена крепость, представляла собой природную защиту.
Арсен Хатиашвили работает в Уджарме в течение десяти лет. Учёный рассказал мне, что первые раскопки крепости начались в 1951-1952гг., когда археологи, студенты и профессора, расчистили заросшую кустарником и деревьями территорию верхней цитадели и раскопали царские покои. Основная часть работ была проведена под руководством Ираклия Цицишвили и профессора Гиоргия Ломтатидзе.
Фото: изнутри крепость кажется значительно больше, чем снаружи
Уджарма разрушила ещё одно из моих заблуждений: будто бы в Грузии только крепость в Гонио (близ Батуми) построена по римской технологии. Оказывается, в Уджарме архитектура тоже римская: крепость и её башни построены квадрами. Подобные постройки той же культуры можно найти в Греции, в Италии, Испании, Англии. Все они очень похожи друг на друга. «И кладка эта, несомненно, очень известная, — объяснил мне Арсен Хатиашвли. — Но наши историки называют ее горгасальской или уджармской». На плане крепости, составленной Ираклием Цицишвили в 1952 году, «римский стиль» отлично прослеживается.
Примечательно, что на примере уджармской крепости можно изучать разные исторические слои в местной архитектуре: римская кладка в нижней части башен сильно отличается от средневековой, когда начали использовать известковый раствор. Красные камни свидетельствуют о бушевавших здесь пожарах. Один из важных элементов архитектуры уджармских зодчих — римские арки.
Фото: римская арочная конструкция
В Средневековье некоторые башни были переделаны на округлые, как строили в те времена, когда правил царь Гиорги III, отец царицы Тамар. Каждая башня имела три этажа. Оборона велась с верхнего из них. Выемки, где в камни встраивались деревянные балки для перекрытия, можно увидеть до сих пор.
Одна из башен имеет очень толстые стены и два входа. Она расположена на самой отвесной, смотрящей на юг непреступной скале. Ученые предположили, что именно в ней и находилась опочивальня царя Вахтанга. Не очень далеко от неё – уходящее в землю помещение, тюрьма, в которой содержались личные пленники правителя, а позже тут хранили продовольствие.
От башни с царскими покоями мы с Арсеном перебрались через невысокий участок крепостной стены и оказались на густо заросшей кустарником площадке перед обрывом, откуда открывается вид на ещё одну, отдельно стоящую сторожевую башню и текущую голубой ленточкой вдоль ущелья реку Иори, а также на горные массивы, вырастающие друг из друга, словно гигантские морские волны. На этом месте отличный обзор не только для стражников, но также и для мечтателей, поэтов и философов.
Разные эпохи наложили на устройство крепости свои отпечатки. Несколько лет назад Арсен Хатиашвили с коллегами обнаружил и раскопал на территории верхней крепости огромный зал. Сначала археологи предположили, что это было место для собраний царя и знати. Однако изучив архитектурные особенности этого помещения, учёные пришли к выводу, что речь все же идёт о бассейне с водой.
Фото: впечатляющие конструкции уджармских зодчих (поздняя античность)
«В случае этого резервуара речь идет о совершенно уникальном сооружении для всего Южного Кавказа. Таких больше не было найдено ни в Азербайджане, ни в Армении, — пояснил мне Арсен Хатиашвили. — Длина этого бассейна — 22,5 м, высота — 5,8м, ширина – 5 м. В этом резервуаре помещается около 500 тонн воды. Камни уложены старой грузинской кладкой, кирпичи 22-сантиметровые. На кирпичах – синий гидравлический слой, чтобы вода не просачивалась сквозь камни. Тут же есть место, где можно было набирать и чистить воду».
Оказывается, вода шла сюда по глиняному водопроводу (и снова — римская технология!) с близлежащей горы, где находится много источников. Для чего в этой крепости нужно было столько воды? — Она применялась как питьевая, а также для приготовления еды, других бытовых нужд и не в последнюю очередь для тушения пожаров, вызванных нападениями врагов. Таковых крепость пережила немало. К примеру, в Х веке войско Абул Касима почти полностью разрушило крепость, после чего её восстанавливал царь Гиорги III. После этого крепость ещё не раз разрушали монголы.
Не так давно археологи обнаружили в крепости три водных резервуара. Предположительно это были бани времён Гиоргия III. Про из бассейнов, находящийся прямо в башне, Арсен Хатиашвили считает, что он относился скорее всего к женской бане. Мой замечательный гид-археолог увлечённо рассказывал мне о том, как функционировала система подачи и подогрева воды, показал комнату с толстыми стенами без дверей, сокровищницу, а также способы проникновения в верхнюю крепость с территории нижней, если последнюю захватывали враги.
В этой крепости от многого захватывает дух. Например, стоит здесь одна маленькая, но совершенно уникальная, редкая двухэтажная церковь IX–XII вв. Она построено на месте, где в IV веке просветительница Грузии Святая Нино возвела один из своих трёх деревянных крестов. Позже он хранился в одном из храмов г. Ахмета. Примечательно, что ему суждено было «дожить» до 1920-х, когда в своем антирелигиозном угаре его сожгли большевики.
В этом скромном, тихом уджармском храме стены дышат спокойствием и умиротворением, и атмосфера тут — соответствующая. Тут легко почувствовать себя в эпохе раннего христианства, когда вера в Христа была сокровенной, чистой и предельно честной.
Фото: аскетичная атмосфера уджармской церкви
По крутой лестнице, ведущей мимо массивных башен, мы с моим гидом спускались в уджармский город, находившийся на территории нижней крепости. Сейчас этот участок покрыт лесом и кустарником. «Это место нам ещё предстоит тщательно изучить, — считает Арсен Хатиашвили. – Работать здесь нужно предельно аккуратно. Мы уже нашли здесь построенные квадрами глубокие помещения, видимо, служившие холодильниками. Кроме того, мы предполагаем, что в стенах нижней крепости находилось множество мастерских и других не менее важных построек».
Напоследок Арсен Хатиашвили познакомил меня с артефактами, найденными при раскопках в этом году. Среди них – кусочки водопроводной трубы из глины, бронзовый колокол и черепица IX века, персидская и грузинская глазированная посуда XI века, персидские разноцветные стеклянные браслеты, подсвечники, наконечники для оружия из обсидиана и пиала с изображением фазана времен правления Гиоргия III и его дочери, царицы Тамар. Артефактов поздней античности учёным найти пока не удалось.
Археология подобна юной красавице: эта наука молодая и капризная. Покорить её можно лишь усердием, настойчивостью и последовательностью. Только при таком целенаправленном подходе она откроет исследователю несметные тайны, которые скрывает в себе грузинская земля.
Уджарма — Тбилиси, ноябрь, 2023