Анти-Лукашенко

Tatiana Montik
Автор
Tatjana Montik журналист
Дата последнего обновления:
6 июля 2023


До недавних пор имя этого человека было мало известно за пределами Беларуси. Теперь его знает весь мир. И чем ближе выборы президента в Беларуси, тем больше будут о нем говорить.

Татьяна Монтик

Беспартийный 58 летний ученый физик из Гродно Александр Милинкевич, выбранный на недавнем Конгрессе демократических сил единым кандидатом на пост президента от белорусской оппозиции, рассказывает, что когда узнал о результатах голосования, испытал сразу два чувства – радости и огромной от ветственности. “Береги себя”, – сказали Милинкевичу его домашние, узнав, что именно он будет главным оппонентом Александра Лукашенко на предстоящих летом 2006 го выборах президента страны. Бывший вице мэр Гродно, Милинкевич – глава неправительственной организации Ратуша и руководитель программ Фонда содействия региональному развитию – отдает себе отчет в том, на что он идет. А идет он на это с продуманной тактикой.

– Как Вы думаете, какие опасности ожидают Вас теперь как главного оппонента Александра Лукашенко?
– Не хочется сказать то, что потом со мной действительно может случиться. Но ведь ни для кого не секрет, что в белорусской политике всякое бывает: людей не только арестовывают и несправедливо судят, а они сидят в тюрьмах за свои политические убеждения, и многие ведущие оппоненты Лукашенко исчезли и до сегодняшнего дня неизвестно, что с ними случилось на самом деле.

– Если не секрет, как Вы собираетесь бороться за пост президента в условиях тотальной блокады властями средств массовой информации?
– У нас есть и стратегия, и опыт, и мы в таких условиях уже давно работаем – в прошедших кампаниях по выборам в местные советы и в парламент. Поэтому мы знаем, что нужно делать. Конечно, нет у нас телевизионных служб, и их не будет. Это сильно усложняет предвыборную кампанию. И не надо упрекать белорусских оппозиционеров, что их в народе мало знают.
Ведь именно телевизор делает человека известным, а у нас в телевизоре – только один политик. И этот политик носит фамилию Лукашенко.

– И как оппозиция собирается противостоять информационной блокаде?
– Первый шаг в этом направлении мы уже совершили. В этих суровых условиях противопоставлять
можно только единого кандидата. И если они будут действовать вместе, у них есть все шансы раскрутить этого кандидата. И конечно, вторым главным компонентом на шей работы станет кампания “от двери к двери”. Мы будем использовать все остатки независимой прессы, которая еще есть в Беларуси, будет использован самиздат (у нас в этой сфере тоже большой опыт) и, конечно, хождения к избирателям.

– Как Вы представляете себе работу в противовес человеку, который, как Вы уже заметили,
для большинства избирателей до сих пор остается единственным кандидатом на пост президента? О Вас ведь в стране действительно очень мало знают. Удастся ли Вам заявить о себе как о реальной альтернативе Лукашенко?

– Да, мне это удастся. Знаю это из собственного опыта, когда на прошлых выборах осенью прошедшего года я работал в штабе кандидата Семена Домаша, и нам удалось в короткий строк раскрутить его кандидатуру до 25%. И делали мы это теми же средствами, о которых я говорил. Поэтому все возможно. Нужно при этом учитывать и то, что прошлой осенью у нас было больше оппозиционной прессы, сегодня почти всю ее закрыли. Зато сегодня у нас намного сильнее протестные настроения. Поэтому все на это выходит, что у меня получится. Люди хотят перемен. Это однозначно. Где то 50 70% хотят перемен. А смен персоналий хотят до 50% населения.

– Не собираетесь ли Вы работать с кем либо из администрации президента, чтобы каким-то образом частично способствовать так называемому “дворцовому перевороту”?
– Много разговоров идет о том, что в номенклатуре много людей, протестующих против сегодняшней ситуации. Да, номенклатура, бесспорно, может сыграть определенную роль, но она пойдет с нами, если мы покажем серьезную работу, серьезную силу. Тогда часть номенклатуры может перейти на нашу сторону. Но в начале кампании вряд ли кто-то из людей Лукашенко это сделает. Они просто будут бояться: стоит ли рисковать своей должностью? В прошлые выборы нам было намного легче работать с номенклатурой, по тому что она не была так одарена властью. А сегодня люди во власти получают очень большие деньги. И конечно, у них автоматически меньше желания рисковать – даже за счет сговора с совестью.

– В чем отличие сегодняшней белорусской ситуации от прошлогодней украинской?
– Во первых, у нас нет ни одного оппозиционного телеканала. К тому же у нас нет никакого само
управления, и все мэры городов, вплоть до руководителей колхозов, у нас только назначенцы. Ну и наконец, в Украине не было такого тотального страха, как у нас, который существует только за счет одной примитивной вещи: власть уничтожает бизнес, и его с каждым днем все меньше и меньше, и государство является единственным работодателем, а несогласных с позицией властей людей пугают тем, что их просто выгонят на улицу.

– Если оценить реальную ситуацию, то самая большая группа избирателей, которую Вам стоит завоевать, – это сельское население. Вам удастся это сделать? И если да, то какими способами?
– Известно, что Лукашенко поддерживают пожилые люди и люди с низким уровнем образования. По нашему мнению, работать с этой группой людей можно только, если уже есть успешный опыт работы с другими группами избирателей. Поэтому, скорее всего, у нас не будет ни времени, ни сил заниматься с электоратом Лукашенко, который составляет примерно 30%. Их очень сложно переубедить. Но остаются еще 70%, большая часть из них – пассивная, “кухонная” оппозиция, которая, правда, и нам не верит, но и Лукашенко она тоже не верит. Именно эта группа “пассивных протестующих” и есть наша главная целевая группа.

– Значит, с избирателями Лукашенко Вы не будете работать вообще?
– Если у нас хватит на это сил, то мы будем работать с каждым. Но самый главный акцент нам нужно будет сделать на образованных людей, на людей более молодых, тех, кто будет в состоянии отстоять свое достоинство и выйти на улицу.

– Как Вам кажется, что из методов работы Лукашенко с избирателями можно использовать в Вашей предвыборной кампании?
– В методах Лукашенко я бы для себя ничего не нашел, потому что он очень талантливый популист и постоянно обманывает электорат, а у меня это очень плохо получается. Я – человек, который говорит с людьми правдиво. А искренность и честность – это как раз то, что нужно в данный момент. Люди устали ото лжи. Они чувствуют эту ложь. Методами Лукашенко против Лукашенко работать не стоит. Нужно показать другой тип политика.

– Значит, Вы не согласны с известным белорусским опальным режиссером Юрием Хащеватским, который как то сказал, что “популиста Лукашенко может победить только второй Лукашенко”?
– Я придерживаюсь противоположной точки зрения. Несмотря на все проблемы, которые мы сейчас имеем с нашим руководителем Лукашенко, ему мы должны быть благодарны за одну вещь – за то, что мы переболели популизмом. Я думаю, что популисты у нас больше не пройдут. Люди уже устали от этого и начали понимать, насколько пагубен популизм для страны. Против Лукашенко надо работать на контраст.

Читайте также: