В преддверии президентских выборов белорусские власти начали готовить почву для новой победы Александра Лукашенко.
Татьяна Монтик, Флориан Келлерман (Минск)
До президентских выборов в Беларуси осталось чуть больше года. Нынешний глава государства
Александр Лукашенко после проведенного прошлой осенью референдума, давшего ему право баллотироваться на третий срок, начал готовиться к ним заблаговременно. Белорусский лидер известен нетерпимостью к проявлениям инакомыслия. Правозащитники убеждены, что именно с его “легкой” руки несколько лет назад с политической сцены бесследно исчезали главные политические оппоненты – политики Виктор Гончар, Юрий Захаренко и Анатолий Красовский. Есть в Беларуси и свой Гонгадзе – журналист и оператор ОРТ Дмитрий Завадский, пропавший без вести в 2000 году.
Между тем, оппозиция утверждает, что борьба с инакомыслием в стране набирает новые обороты. Теперь свою нелюбовь белорусский Бацька обратил на представителей и без того тонкой прослойки бизнеса. После очередного ужесточения условий для частных предпринимателей весной нынешнего года по стране прокатилась волна забастовок. В 30 белорусских городах они вылились в уличные протесты и манифестации. Организаторы и участники волнений были привлечены к уголовной и административной ответственности.
Причем налагаемые судами штрафы в таких случаях в десятки раз превышают среднюю по стране заработную плату, составляя, как правило, $ 2-3 тыс. Курьезная получается ситуация: противников режима заставляют становиться его спонсорами. Белорусским оппозиционерам по-прежнему приходится нелегко. Так, в начале июня решением суда Центрального района города Минска за организацию митинга протеста и клевету на президента к полутора годам лишения свободы был приговорен депутат Андрей Климов. А в мае по два года получили лидер социал-демократической партии Беларуси Микола Статкевич и шеф молодежной организации Малады фронт Павел Северинец.
За редким исключением имена диссидентов рядовому белорусу практически не знакомы. Дело в том, что свободному распространению информации и независимой прессы руководство страны давно объявило тотальную войну. Каждый журналист рано или поздно встает перед выбором: либо действовать по указке сверху, либо распрощаться со своим местом и пополнить без того богатые ряды безработных представителей массмедиа. Для оппозиционеров, уволенных из государственных СМИ, поиск новой работы становится задачей неразрешимой, поскольку сектор независимых изданий практически пуст.
После распада СССР белорусские средства массовой информации в основном не были приватизированы, и государство осталось монополистом на рынке прессы. “Потому сейчас медиабизнес и не совпадающая с генеральной линией государства политическая позиция журналиста – понятия несовместимые, – считает Жанна Литвина, председатель Независимой ассоциации белорусских журналистов. – Все время существования института президентства в Белоруссии ведется политика, направленная на вытеснение из информационного пространства любой альтернативы”. Закрытие грозит последней ежедневной независимой газете Народная воля, на которую режим обрушивает шквалы исков. Главный редактор издания Светлана Калинкина рассказала о попытках властей уничтожить его – не только с помощью судов, но и скрытыми репрессиями против работающих в нем журналистов, а также путем лишения газеты рекламодателей. Фирмам, размещающим свою рекламу в оппозиционной прессе, в Беларуси грозят серьезные финансовые и юридические последствия. То же самое происходит и с издательскими домами. Печать оппозиционных газет чревата для них большими неприятностями.
Поэтому четыре негосударственных информационных издания – Белорусская деловая газета, День, Солидарность и даже печатный орган коммунистов Товарищ– вынуждены выпускаться в соседней России, откуда их полулегальным путем переправляют к белорусским читателям. Однако проблемы журналистов и оппозиционеров вряд ли доходят до простых белорусских обывателей, которые, за редким исключением, вынуждены читать государственные газеты и смотреть единственно возможное к приему по кабелю местное телевидение.
Узнать точки зрения, альтернативные государственной, там уже давно нельзя. Если раньше относительно независимую информацию о положении дел в Беларуси можно было почерпнуть из российских телеканалов и украинского ИнтерПлюс, то в последнее время россияне практически прекратили освещать события здесь, а Киев был выброшен из белорусского эфира. Примечательно, что заменил его канал с характерным названием Русский иллюзион.
Литвина полагает, что это следствие сговора российских и белорусских властей. Такую точку зрения разделяет и независимый минский политолог Валерий Карбалевич, считающий, что, несмотря на огромную личную неприязнь в отношениях Владимира Путина и Александра Лукашенко, Кремль все равно будет помогать последнему удержаться в президентском седле. Ведь он – единственный политик на постсоветском пространстве, который до сих пор говорит о необходимости интеграции с Россией.
Местные же СМИ как бы невзначай подводят обывателя к мысли, что Беларусь – единственный оставшийся в Европе островок мира, порядка и спокойствия. Ведь в новостных подборках на освещение организуемых оппозицией митингов и акций протеста не тратится ни минуты.
Участникам митингов ОМОН и милиция не дают долго бывать на виду у общественности: силовики вытесняют демонстрантов во дворы домов, в ближайшие станции метрополитена или разгоняют их дубинками. В официальных СМИ эти события не находят практически никакого отображения. Иное дело, когда что-то не ладится у соседей, будь-то скачок цен в Украине или провал референдума о единой европейской конституции во Франции и Голландии. После него масс-медиа запестрели злорадными сообщениями о кризисе европейской интеграции и чуть ли не о закате западной цивилизации.
Телезрителю, в противовес этому, предоставляется так называемая “позитивная информация” о событиях в собственной стране. Главный лозунг подобных репортажей – “порядок и стабильность”, гарантом которых выступает сам Бацька. Долгие минуты некоммерческого эфирного времени уходят на показ очередного заседания в администрации президента, на котором Лукашенко, по обыкновению, назначает руководящие кадры. За один присест назначаются новый директор киностудии, редактор государственной газеты, новый министр и несколько руководителей районных администраций. Для каждого из назначенцев у президента имеется строгое напутствие и детальный список указаний, как и что делать на своих новых рабочих местах.
Несмотря на огромный ворох ежедневных забот, не забывает белорусский президент и о простых смертных. К примеру, когда в самый пик весеннего похолодания нерадивые коммунальщики вдруг выключили в Минске отопление и горячую воду, было достаточно одного произнесенного по телевизору выговора главы государства, чтобы все сразу стало на свои места. Ликованию обывателей не было предела. В последнее время в белорусском медиа пространстве появились новые нотки: новостные телеканалы просвещают своих зрителей на предмет истоков и последствий революций, свершившихся в бывших советских республиках.
Как приложение к таким зарисовкам – комментарии о кознях против Беларуси, которую Запад вслед за Украиной намеревается скупить за бесценок и поработить. Между строк – информация о том, сколько денег США и ЕС потратили на “оранжевый шабаш в Украине”, и как грузинский президент Михаил Саакашвили ежемесячно получает зарплату прямо из кошелька Джоржа Буша.
С помощью таких нехитрых медийных заигрываний с избирателем и тотальной зачистки информационного пространства Лукашенко удается поддерживать свой рейтинг на довольно высоком уровне. Согласно данным проведенного в мае общенационального социологического опроса, популярность президента падает, но не настолько, чтобы обрадовать его оппонентов. На следующих выборах главы государства за кандидатуру действующего президента все еще готовы отдать свои голоса 41,7% белорусов.
Это в десятки раз больше, чем доверие, оказываемое в настоящее время любому иному кандидату. Тем не менее шансы у альтернативных политиков, хотя пока и совсем небольшие, но все же есть. Дело в том, что не так давно белорусская оппозиция сплотилась вокруг Совета объединенных демократических сил, известного как Десятка плюс, в который вошли десять оппозиционных партий и несколько общественных объединений.
Среди их лидеров самыми перспективными считаются шеф Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, а также независимый кандидат, выдвиженец от “зеленых” и Белорусского народного фронта Александр Милинкевич. На Конгрессе демократических сил, который пройдет осенью нынешнего года, ожидается выдвижение единого кандидата от оппозиции. Новая волна агитации в СМИ может означать, что белорусские власти опасаются “васильковой” революции – именно так, надеются оппозиционеры, будет называться грядущая смена власти в стране. Если она и состоится, революция здесь вряд ли будет похожа на украинскую или грузинскую. Такое мнение разделяют в Беларуси все, кто знаком с ситуацией. То, что Лукашенко приложит максимум усилий для того, чтобы не допустить прихода оппозиции к власти, не вызывает сомнений и у кандидата в президенты Александра Милинкевича, бывшего председателя неправительственной организации Ратуша.
А вот лидер минского филиала Объединенной гражданской партии (ОГП) Марина Богданович полагает, что в канун выборов Бацька готовит силовой вариант: “Поскольку недавно был принят закон о расширении полномочий КГБ, Лукашенко подразумевает процедуру введения чрезвычайного положения”. Об этом, по ее мнению, говорят и многочисленные провокации против оппозиции, у которой милиция якобы все чаще находит не только нелегальную литературу, но также оружие и наркотики. Получить комментарий белорусских властей в ответ на обвинения оппозиции Корреспонденту не удалось. Многочисленные просьбы об интервью с представителями белорусского правительства не увенчались успехом.
Тем временем белорусские оппозиционеры признаются, что готовить почву для прихода к власти в условиях относительной экономической стабильности и полного отсутствия альтернативных мнений в масс-медиа крайне сложно. Так что до революции может и не дойти. Богданович говорит, что главное задание оппозиции сейчас – прорвать блокаду государственных СМИ и донести до избирателей свой взгляд на происходящее в стране и ее будущее. “Для того чтобы победить, мы, оппозиция, просто обязаны четко и ясно растолковать людям по пунктикам наше видение новой страны, в которой нет места ни Лукашенко, ни ему подобным”, – считает Богданович.