Развод по-братски

Tatiana Montik
Автор
Tatjana Montik журналист
Дата последнего обновления:
6 июля 2023


Москва выторговала у Александра Лукашенко часть суверенитета Беларуси взамен на личное спокойствие белорусского самодура.

Татьяна Монтик

Для России пробил час откровения: она слишком долго, еще с ельцинских времен, тешила себя ожиданиями интеграции с Беларусью, все это время поставляя ей газ и нефть по практически внутрироссийским ценам. Ожидания оказались напрасными. От Беларуси потребовали перехода от братских к рыночным отношениям, что означает: с нового года начинать платить по счетам. Тем не менее страхи белорусов – отключение газа с самого начала наступившего года – не оправдались. За две минуты до Нового года переговорщики от двух “братских народов” все же подписали соглашение о дальнейших поставках газа в Беларусь по новой цене – $ 100 за 1тыс. куб. м.

Это, конечно, не $ 47, как было доныне, но и не требуемая Газпромом первоначальная ставка в $ 200. Оплачивать “дружескую” цену на российский газ – по $ 100 за 1 тыс. куб. м – в этом году и постепенный вывод этой цены на европейский уровень в течение пяти лет теперь придется самым дорогим – половиной акций концерна Белтрансгаз, которые Газпром намерен выкупить у Минска в течение ближайших пяти лет.

Примечательно, что эта сделка могла состояться только с легкой руки президента Беларуси,
который, несмотря на заигрывания с Кремлем, в собственной стране высокопарно клялся, что не
“распродаст страну, как это случилось с Украиной или другими странами, попавшими под влияние
Запада”. При этом Александра Лукашенко поддерживало удивительно большое количество соотечественников: согласно опросам Независимого института социальных, экономических и политических исследований (НИСЭПИ), до 80% белорусов выступали против продажи Белтрансгаза. Потому нетрудно себе представить, как продажа этой компании ударила по имиджу белорусского лидера.

Однако проблема номер один – это введение Россией пошлины в размере $ 180 за 1 т сырой нефти. Подобный поворот в экономической политике России – полнейший крах пресловутого “белорусского экономического чуда”, прочно основывавшегося на перепродаже российской нефти либо продуктов ее переработки на Запад. По подсчетам независимых экспертов, после введения пошлины убытки белорусской экономики в нефтегазовом секторе составили бы уже в этом году около $ 3,5 млрд. Лукашенко явно не предполагал подобного развития событий. Дело в том, что о нефтяных “откатах” из Беларуси в Россию слухи ходят уже не один год. И для пределенного числа российских бизнесменов высшего ранга Беларусь уже давно стала своеобразным нефтяным офшором. Так что введение пошлины должно быть не выгодно не только Минску, но и некоторым высокопоставленным лицам в России. Однако Кремль решил иначе. После жесткого отпора, данного белорусским лидером Москве, многие в Украине, и не только обыватели, пришли в неподдельный восторг. Так, например, несколько киевских газет одновременно стали писать о том, что хоть внутренняя политика Лукашенко и заслуживает осуждения, но на внешнем фронте он де ведет себя героем. Ведь, дескать, даже Украина в свое время не решилась на подобный шаг по отношению к России. Для многих белорусский президент предстал как ярый борец за суверенитет своего государства. Так ли это на самом деле?

Те, у кого последние действия Лукашенко вызывают одобрение, явно не учитывают несколько моментов. Во-первых, никакой Александр Григорьевич не суверенный правитель, ведь о какой независимости может идти речь в стране, формально зависящей от экономики своих соседей? К тому же никакой он не борец за независимость, как бы ни старался выдавать себя за такового. Потому как правит белорусский президент, отнюдь не исходя из интересов своего государства (не инвестируя заработанные на Западе с помощью России нефтедоллары ни в большей частью убыточную промышленность, ни в развитие менее энергоемкого производства), а заботясь исключительно о собственных интересах. Из последних, впрочем, многие заметно обмельчали, ведь начинал Лукашенко не иначе, как замашкой на кресло российского президента, в надежде сменить Ельцина, а кончил – страхом потерять свое минское кресло.

Подтверждение вышесказанному – результаты новых переговоров с Москвой, закончившихся на прошлой неделе, и, в частности, отказ Минска от введения транзитных тарифов на нефть.
Москва хоть и снизила пошлину на нефть для Беларуси, но только на ту , которую Беларусь использует для собственных целей. Прибылью от перепродажи нефтепродуктов на Запад стране отныне придется делиться со “старшим братом” Россией, причем на невыгодных для себя условиях, а именно: в соотношении 70% к 30% – в пользу Белокаменной в этом году и еще большим процентом – в следующем. Интересно, чем, кроме чреватой для экономики Беларуси полным крахом торговой войны, на этот раз пугали Лукашенко в Кремле? Не иначе, как “сдачей” его, бывшего сотоварища, напрямую в Гаагу?

Так или иначе, белорусскому вождю опять повезло: несмотря на все его неуважительные выходки по отношению к России, Москва, видимо, до сих пор не намерена ни объявлять Беларусь “врагом № 3 на постсоветском пространстве” – после Грузии и Украины, ни прекращать свою помощь белорусскому режиму, хоть и в более скромных размерах. Во-первых, России удобно иметь в Европе изгоя диктатора похлеще, чем она сама, дабы камни европейской критики сыпались в первую очередь в огород “последней диктатуры”, а не в степь московского авторитаризма. Во вторых, Россия, до сих пор не смирившись с “потерей” своего влияния на бывшие республики СССР, будет, видимо, и далее поддерживать белорусского самодура, исходя из принципа “он хоть и дурак, но пляшет-то не под западную, а под нашу дудку”. Тем более что белорусского “дурака” Москве на этот раз удалось хорошенько присмирить. Сохранить белорусский суверенитет де-юре Лукашенко пока хоть и удалось, но, учитывая ставшую очевидной его зависимость от милости России, вопрос теперь в том, надолго ль?

Читайте также: